?

Log in

No account? Create an account
Семейное обучение или опупема педагогическая) - Зеркало [entries|archive|friends|userinfo]
Дикорастущая

[ Наслаждайтесь | " Золотое сечение". ]
[ Образ | не похож ]
[ Прошлое | уже неважно ]

Семейное обучение или опупема педагогическая) [янв. 7, 2010|04:12 am]
Дикорастущая
[Tags|]

Когда я говорю знакомым и малознакомым людям, что мои дети на семейном обучении, большинство отводят глаза, переводя разговор на другую тему, отгораживаясь стеной незнания и нежелания этого знания. Не надо быть знатоком психологии, чтобы понять, какие мысли звучат в их головах.

Они представляют меня фанатичной мамашей, лишающей детей детства, которая растит свои чада в инкубаторе, не давая приспособится к «нормальному» миру и жестокой реальностью, в которую им со временем придется попасть. А вдруг они окажутся совершенно не приспособленными к миру? Им представляются мои дети забитыми, нелюдимыми, которые не смогли ужиться в коллективе, а я не смогла, как достойная мать найти хорошую школу и хорошего учителя. Часто меня спрашивают: «А что случилось? Были проблемы с учителем или с учениками?» Так уж получается, что человек идет не куда-то, а бежит откуда то. Таков наш российский, а может и не только российский менталитет.   Нет, у моего ребенка не было проблем в школе, если только не считать проблемой неуклонно угасающий интерес к познанию. Не к учебе, за оценку, похвалу, амбиции и престиж, а именно к познанию. Я считаю это проблемой. А вы? Но обо всем по-порядку.

Если кто-то все-таки осмеливается поинтересоваться, что это за форма такая, семейная, то вопросы настолько однотипные и стандартны, что я уже набила оскомину, отвечая. Забавно наблюдать, насколько же стереотипно и ограничено мышление у взрослых и, казалось бы зрелых, людей. Людей, которые имеют высшее образование, стабильный заработок и личного психотерапевта. Удивляет меня только одно, почему бы самому не задуматься над теми вопросами, которые мне задаются? Но тех, кто интересуется ничтожно мало. Большинство отводят глаза.

Лет через 15 семейная форма образования уже не будет такой диковинкой. Более того, я уверена, она будет позиционироватья как элитное «дворянское» обучение. 

В этой статье речь пойдет не о вопросе отдавать в школу или нет своего ребенка. Эта решение каждый принимает сам, основываясь на доступных знаниях и здравом смысле. В этой статье я хочу показать какими побуждениями руководствовалась я, принимая такое решение и поделиться  опытом.

Итак. Подбирая ребенку школу, я понимала, что 10 лет – это немалый срок. Кроме того, эти годы очень важны для становления личности. Привитие основных ценностей, социальная адаптация, познание окружающего мира, логическое и критическое мышление, идентификация со своим полом и взаимоотношение полов, осознание своих потребностей и выбор пути – это лишь малая часть того, что формируется в ребенке за эту десятилетку. Понимать-то я понимала. Но вот о педагогическом результате тогда еще не задумывалась. Как-то, разговаривая с клиенткой я узнала, что ее старшая девочка в 6 лет на семейном обучении. Я мысленно покрутила пальцем у виска и стала искать для ребенка «хорошую школу». Чтобы чего-то найти, надо точно знать что ищешь. То есть надо сформировать критерии.

Задумывались ли вы когда-нибудь, какие задачи должна решать школа? Научить ребенка писать, читать, таблице Менделеева и склонению существительных? Вот и я так думала, что школа должна давать знания. Но мало кто задумывается, что школа должна при этом научить ребенка эти знания брать. У ребенка огромный познавательный интерес. Он хочет быть хорошим, умным, взрослым. Готов слушаться мудрых взрослых и учителей. Эту тему я дальше развивать не буду, иначе получится много демагогии о том, что знания (а не оценки) должны быть ценностью(!) на уровне всей системы образования, что каждый ребенок индивидуален и может брать знания в своем темпе. Дал много – может отказаться совсем из-за того, что не справляется.  Дашь мало, заскучает и потеряет интерес к учебе. Остальное, думаю, вы додумаете сами. Когда я задумалась над этим мне стало понятно, что в классе из 20 человек не о каком индивидуальном подходе речи быть не может. Поэтому первый критерий поиска школы у меня был сформирован. Отдать профессионалам, любящим свое дело, детей, в маленькую школу с индивдуальным подходом и можно быть спокойной за свое чадо. Мне на тот момент казалось, что этого достаточно. Как я была наивна!

Есть еще одна задача школы, от которой она всячески открещивается, но все этого ждут по умолчанию – это социальная адаптация. Учителя утверждают, что за воспитание отвечают родители, а школа только дает знания. Отчасти, они правы. Родители первичны и фундаментальные представления о мире ребенок получает в семье. Но глупо утверждать, что, находясь по 6 часов в стенах школы ребенок только получает знания. Он адаптируется в том социуме, который ему предоставили родители, объявив (по факту) учителей, как своих заместителей, уважаемых и безопасных.  Господи, мне иногда так жалко детей. Они же думают, что мы, взрослые, умные люди, знающие что творим. Они доверяют нам. Они послушно идут туда, куда мы их ведем. У них еще нет критического мышления, опыта для сравнения. Они не могут выбирать. Они зависимы. «Тебе нравится в школе?» «Да!» «А что тебе нравится?» «Там булочки вкусные дают на завтрак и красивые карандаши для рисования!» "А учиться тебе нравится?" "Когда пятерки получаю, нравится. А когда двойки, не нравится. Вот математика не нравится." "А деньги считать тебе нравится?" "Да." "Но это же математика..." "????" Вот и поговорили.

Потом, разбираясь в этом вопросе, я поняла, что в нашем общественном сознании смещены приоритеты этих двух школьных задач – получение знаний уходит на второй план, а социальная адаптация становится первична. Собственно вопрос, который мне задают все и всегда сразу, как только узнают, что мои дети не учатся в школе: «А как же общество? Где они общаются со сверстниками?» Понимаете? Никто не спрашивает о результатах в обучении, о познавательном интересе, о том, стал ли ребенок читать книги и думать. Никого не интерисуют результаты обучения. У меня вообще сложилось мнение, что школьные знания у большинства взрослых в головах остались как неважные, навязанные взрослыми. А вот задача социальной адаптации первична. Все вспоминают школу, как тусовку, место встречи и совместных проказ или школу выживания. А знания? А что знания? За все приходится платить. За веселую тусовку приходится платить учебой. Таковы условия. Ну а если ты не веселился, а выживал, то какие могут быть знания, если задача безопасности не решена на базовом уровне.

Да, не спорю, для социальной адаптации в этом возрасте необходима группа сверстников. Но почему то все считают, что только школа способна решить эту задачу и других путей нет. Но об этом я поговорю чуть позже. На сегодня достаточно. )

Продолжение следует.

СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: stulkova
2010-01-07 04:34 am
Спасибо, очень интересно. Порадовалась вашему прогнозу относительно семейного образования :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vetka0
2010-01-07 07:49 am
Я рада)
Кстати, многим родственникам, для которых в системе ценностей есть тщеславные побуждения я так и продавала свое решение :"Мои дети достойны элитного образования!" ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: vetka0
2010-01-07 04:00 pm
Ой, Анри)
С Рождеством тебя)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ma_sha_ivanova
2010-01-07 07:06 pm
Поддерживаю во всем.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: karakulina
2010-01-08 01:19 pm
а знаешь что, Лиза.
А добавлю-ка я это в избранное.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vetka0
2010-01-08 02:30 pm
А добавь))
Я только начала;)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mishuk_m
2010-01-09 10:53 pm
Да. Всё правильно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: karinka_irinka
2010-01-10 09:19 am
Спасибо. Мне очень интересны отзывы людей о домашнем обучении. У меня еще нет детей, но я уже пришла к выводу, что предпочту избежать и садика и школы.
И да -- вопрос социализации -- является главным для всех, с кем я отваживалась говорить на эту тему.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vetka0
2010-01-10 09:40 am
О социализации я буду говорить подробно чуть позже, обязательно) Тема большая и ей надо посвятить отдельный пост.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vitandval
2010-01-10 12:57 pm
зашла по ссылке из другого журнала. Боже, как все знакомо! и проблемы выбора, и сочувствующие или непонимащие взгляды. и камень преткновения с навязшей в зубах социализацией. и никакими довдоами и примерами не пробьешь, по-видимому, пока такой ребенок не вырастет и не покажет свою состоятельность.

сама мама девочки 9 лет, в школу решила не вести сразу, т.к., помимо собственного опыта обучения и размышлений, был непбольшой опыт работы в школьном коллективе обычной школы и гимназии. что не оставляло никаких иллюзий, особенно в местных условиях (мы в ташкенте)...

пошла читать дальше:).
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vetka0
2010-01-10 04:21 pm
Думаю, что Ташкент мало отличается от Москвы, в том смысле, что действующая система образования еще советская.
Восхищаюсь Вашим мужеством. Если в Москве можно найти единомышленников, то там Вы наверное совсем белые вороны?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: runergetika
2010-01-15 01:50 pm
ой как все правильно. продолжение!!!продолжение!!!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: shaktyy
2010-01-27 08:00 am
Как же приятно встретить таких людей! Спасибо вам.
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: cherepazhka
2010-01-31 01:48 pm
Как я рада, что нашла ваш журнал. У меня сыну еще рано до школы - ему всего-то год и три месяца, но я уже решила не отдавать его в детский сад... Как и младшего - который пока еще и вовсе в животике.

Никто меня не поймет - свекровь вообще, например, на яслях настаивала для ребенка. С сестрой по этому поводу чуть не подрались, притом что ее сына в школе травят со страшной силой - она считает, что так и должно быть....
Друзья на меня уже смотрят как на чокнутую, когда я говорю, что в сад не планирую ребенка отдавать...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: espumante
2012-07-16 05:48 pm
Я пока никому не говорю, но мне тоже не хочется в садик своего масика отдавать..хоть пока и в животике мы еще :) А родственники мои уже планируют что в сад надо пристраивать и по списку...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: what_and_why
2010-02-20 03:39 pm
< Лет через 15 семейная форма образования уже не будет такой диковинкой.>

:-) Да, такой прогноз мне нравится. Когда мой первый ребёнок ушёл из школы на экстернат в 91-м году (19 лет назад), на нас все смотрели, как на сумасшедших :-). К концу 20-го века (лет 10-15 назад), когда мои средние дети учились дома, таких уже было значительно больше. Сейчас, когда мой младший ребёнок так учится, это уже не вызывает ни у кого удивления.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mamakenga
2010-03-17 06:36 pm
Моя старшая дочка только начала учиться экстерном - сейчас первый класс. Занимаемся нерегулярно и по настроению. К сожалению, мне никак не удается создать правильное настроение (настрой) на учебу. Предлагая дочке позаниматься, в ответ чаще всего я слышу: "Мама, ну мы играем"
Младшей дочке 5 лет. Она очень любит заниматься одновременно с сестрой или параллельно по своим книжкам-учебникам. Часто мне это мешает: когда надо объяснить старшей что-то сложное, младшая возмущается, почему я объясняю только Маше. В общем мне очень нравится дом. обучение, но нужна поддержка.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: however
2010-03-19 05:20 pm
попробуйте не за столом заниматься, а во время прогулок или игр. А если за столом, то может быть им будет легче втянуться, если они будут учительницами и будут учить кукол. Мой ребенок (он первоклассник) стал намного лучше писать в тетради, когда я стала играть с ним в школу и он стал писать буквы на доске (доска-мольберт икеа).
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: maria_writer
2010-05-20 08:16 am
Очень, очень хороший пост! И вообще мне Ваш журнал нравится !
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vetka0
2010-05-27 08:43 pm
Спасибо)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: zinna_book
2011-03-20 07:47 pm

Интересные ваши посты, спасибо.

Можно несколько своих мыслей в связи с прочтённым?

«Учителя утверждают, что за воспитание отвечают родители, а школа только дает знания. Отчасти, они правы» – разве можно быть здесь правым отчасти? Нет, не правы они! И вы подтверждаете это уже своим следующим предложением: «Но глупо утверждать, что, находясь по 6 часов в стенах школы ребенок только получает знания. Он адаптируется в том социуме, который ему предоставили родители, объявив (по факту) учителей, как своих заместителей, уважаемых и безопасных…»

Да, для многих бывших школьников, школа – это тусовка, а знаний они оттуда вынесли почти ноль. Но социализация не равно тусовка. И не стоит вообще разделять или противопоставлять эти два процесса: 1) получение знаний и 2) социализацию. Поскольку социализация – это как раз то, КАК, ДЛЯ ЧЕГО человек может использовать имеющиеся у него знания или как он умеет добывать новые, недостающие ему знания. Знания сами по себе – не самоцель. Чтение само по себе – тоже не самоцель. Некоторые люди лучше бы и не читали вовсе, чем читали то, что они читают, принимая во внимание то, как это чтиво на них воздействует, и как они проецируют в своей и чужой жизни плоды своего чтения!

Группа сверстников необходима детям не для социальной адаптации и других умных взрослых формулировок, а прежде всего, просто для жизни. Детям не просто интересно общаться с другими детьми – общение со сверстниками ничем незаменимая сфера жизни для ребёнка. Да, это может быть и вне стен школы. Но и само обучение должно происходить не только в индивидуальной форме: в коллективе есть особые уникальные возможности для обучения и развития, чего нет при индивидуальном обучении! Я вообще люблю детский коллектив! В сообществе с другими детьми (благополучном) ребёнок проживает очень интересную жизнь, в том числе и образовательную, это совсем не то, что учиться или играть с мамой или индивидуально с учителем. Суть в том, как организовать это коллективное обучение – можно это сделать плохо, а можно хорошо! Да, коллективное обучение может быть и вне стен школы. Например, в детском досуговом клубе, я работаю в таких местах с детьми, в минигруппах, где возможен и индивидуальный подход, который, безусловно, необходим. Коллективно можно заниматься и у кого-нибудь дома, в общем, в любом месте. В идеале обучение должно быть и в коллективе, и в индивидуальной форме (что, кстати, успешно практикуется в некоторых зарубежных учебных заведениях: занятия в группах и индивидуальные занятия).
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>